|
Мохаммад Заби Пайкан Мохаммад Заби Пайкан – родился в 1974 году в столице Афганистана городе Кабул в семье врача. Задумчиво и неназойливо с малых лет воспитывала семья в детях благородное, чистое отношение к искусству, культуре и истории Афганистана. Старший брат Заби – Мунир Пайкан – стал для Заби первым учителем, который заложил в нем духовный фундамент склонности к красоте и гармонии. В настоящее время Мунир Пайкан известный в Афганистане художник по письму стихов Корана. С шести лет Заби начал заниматься рисованием. Четыре года учился в школе художников «Санои Кабул» в городе Кабуле, где открыл свою первую выставку. За всю историю работы школы – это было впервые. Ученик, которому исполнилось 16 лет, открыл выставку, представив 50 своих работ. В 14 лет у Заби появилась книга «Спутник», где были опубликованы работы знаменитых русских художников – Шишкина, Айвазовского, Брюллова. Заби очень понравилась русская природа, техника письма и стиль. В 1991 году в городе Кабуле была открыта художественная выставка в Доме Культуры Советского Союза. Заби Пайкан представил на ней 70 картин, из которых 25 работ были приобретены посольствами Германии, Болгарии, Чехии, Италии, Австралии, Франции, Канады, Америки, Индии и посольствами других стран. Посольство Чехии предложило молодому художнику поехать в Чехию и там продолжить учебу, но Заби (ему было 19 лет) пришлось остаться в Афганистане из-за обязательной службы в армии. После службы в армии Заби вернулся домой, но в это время в Афганистане началась гражданская война, многие посольства были закрыты, в том числе и посольство Чехии. Жители Афганистана стали покидать страну. Заби вместе с семьей был вынужден уехать в Иран. В столице Ирана – Тегеран – Заби прожил 4 года. В 1996 году Заби вместе с двумя братьями Муниром Пайкан и Баширом Пайкан – открыли выставку Афганского творчества. На выставке было представлено 80 картин, из которых 20 – работы Заби, в основном это были пейзажи Афганистана, портреты, натюрморты, работы маслом на коже, стихи Корана. В 1998 году Заби Пайкан приехал в Россию, чтобы продолжить свое творчество и познакомиться с творением русских художников поближе. Художник стал писать пейзажи прекрасной русской природы, которая открывала ему теплый, живой мир. Русская природа, постоянно вытесняя подавленное состояние, давала ему ощущение счастья, поднимала желание работать и писать картины. Заби умеет слушать, запоминать музыку пейзажа и воплощать ее в образах. Москва вновь оживила душу художника и дала толчок к изучению и усовершенствованию техник письма в своих картинах. Заби Пайкан пытается в своих картинах сотворить загадочный срез времени, эпохи, заставляет нас взглянуть на мир через кристалл, встревоженной души художника. В 1999 году организацией «Эклибер» (Международный офис) была открыта первая выставка Заби Пайкана в Москве, на которой выставлялось 45 работ – русские пейзажи, афганские пейзажи, портреты, восточная тематика, миниатюра. Впервые были представлены работы маслом на бархате. В конце 1999 года была открыта выставка в гостинице «Севастополь» в городе Москва. Организатор выставки работ Заби Пайкана – Посольство Афганистана в России. В 2000 году в центре «Духовное возрождение» также была открыта выставка, где было продано 7 работ. Наибольшее количество работ молодого художника было выставлено в 2001 году в Университете Дружбы Народов, где из 70 представленных картин, 20 работ были написаны на бархате. Выставку посетило множество людей, которым очень понравилось творчество Заби Пайкана. Многие работы художника были куплены преподавателями и студентами Университета, а также гостями выставки. Посольством Афганистана в Москве было заказано 2 работы: Афганский сюжет (2м х 3м); Афганское место «Буд» (0,7м х 1м). Заби Пайкан находится в постоянном поиске гармонии прекрасного, заключенного в природе, окружающем нас мире, разгадке тайны своего времени. Молодой художник находит в себе силы осмыслить, понять, постичь и отразить бесконечно разнообразный мир людей и природы. Он узнал жизнь, изучая культуру и произведения мастеров разных стран. Заби никогда не забывал свою родину Афганистан, звуки, запахи, цвета своей отчизны. Поэтому наиболее удачно раскрывается творчество молодого художника в «восточной тематике». Всмотритесь в образы людей, безбрежное море барханов, пейзажи с табуном мчащихся лошадей или с гордо идущими верблюдами. Седые мечети, узкие переулочки, шум и гомон базаров с их толчей и тем особым ароматом красок, которые свойственны лишь Востоку. С какой нежностью, старательностью и любовью воссозданы на полотнах образы Востока. Эти картины динамичны и реальны, они дают пищу для размышления. Заби Пайкан, создавая свои полотна, надеется, что скоро закончится беспокойная жизнь в его стране, и он вернется на Родину, чтобы писать картины, которые будут украшать интерьеры офисов и жилых домов, радуя глаз людей. Ведь Заби пытается с помощью своих картин, в которых отражается вечный процесс обновления, противостояние сил добра и зла, научить нас видеть и слушать прекрасное. Если вы прочитали этот бред, то забудьте. На самом деле Заби Айдари (а не какой не Пайкан) бездарный художник самоучка из бедной семьи, где ему несмогли объяснить даже таких понятий как честь, культура, уважение и любовь к прекрасному. |
|